12 декабря 2012 года в гимназии прошёл мастер-класс в рамках работы над проектом. Ведущей мастер-класса стала Зуева Т.В., которая познакомила с ещё двумя приёмами ТРКМ "Толстые и тонкие вопросы" и "Зигзаг"
Коротко об этих приёмах
"Толстые"
и "тонкие" вопросы
Из
жизненного опыта мы все знаем, что
есть вопросы, на которые легко
ответить «да» или «нет», но гораздо
чаще встречаются вопросы, на
которые нельзя ответить однозначно.
Тем не менее, мы нередко оказываемся
в ситуациях, когда человек, задающий
вопросы, требует от него
однозначного ответа. Поэтому для
более успешной адаптации во
взрослой жизни детей необходимо
учить различать те вопросы, на
которые можно дать однозначный
ответ (тонкие вопросы), и те, на
которые ответить столь определенно
не возможно (Толстые вопросы).
Толстые вопросы - это проблемные
вопросы, предполагающие
неоднозначные ответы.
Таблица
«толстых» и «тонких» вопросов может
быть использована на любой из трех
стадий урока:
на
стадии вызова - это вопросы до
изучения темы;
на
стадии осмысления - способ активной
фиксации вопросов по ходу чтения,
слушания;
при
размышлении - демонстрация
пройденного.
Обучать
детей навыку различать вопросы уже
можно начинать со 2 класса. Работа по
вопросам ведется в несколько этапов.
1
этап
- учащиеся учатся по таблице
задавать вопросы, записывая в
таблице продолжение каждого
вопроса. Сначала ребята сами
придумывают «тонкие» вопросы, потом
«толстые».
2
этап
- учащиеся учатся записывать уже
вопросы по тексту: сначала «тонкие»
вопросы, а потом «толстые».
3
этап
- при работе с текстом дети к каждой
части записывают в каждую колонку
таблицы по одному вопросу, которые
после чтения задают своим товарищам.
Для того чтобы дети успевали
записывать вопросы, необходимо при
чтении учителю останавливаться.
Данная
работа способствует развитию
мышления и вниманию учащихся, а
также развивается умение задавать «умные»
вопросы. Классификация вопросов
помогает в поиске ответов,
заставляет вдумываться в текст и
помогает лучше усвоить содержание
текста.
Рекомендации
по использованию "толстых" и
"тонких"
вопросов.
1. После
того как дети заполнят таблицу,
необходимо сразу же обсудить ее
содержание. Чтобы работа с данным
приемом принесла плоды, нужно
осуществлять обратную связь -
ребенок должен знать, как выполняют
это задание его сверстники.
2. При
обсуждении таблицы необходимо
акцентировать внимание детей на том
факте, что на толстые вопросы
возможно несколько ответов, а на
тонкие - только один.
3. Окончанием
работы с этим приемом должна стать
таблица ответов на толстые и тонкие
вопросы. Эту таблицу ребята могут
использовать при подготовке к
сочинениям, проверочным работам.
4. Не все
ученики одинаково легко заполняют
таблицу. Не стоит настаивать -
необходимо поощрять даже
незначительные успехи.
5.
При
чтении текста можно разделить
учеников на специалистов по "тонким"
и "толстым" вопросам. Однако следует
помнить, что "тонкие" вопросы
задавать гораздо легче, поэтому
важно грамотно детей разделить на
группы.
Чтобы
научить детей формулировать
различные типы вопросов
используется прием «Ромашка
вопросов». Для этого нужно заранее
познакомить с различными видами
вопросов. Учащиеся формулируют
вопросы по какой-либо теме и
записывают их на соответствующие
лепестки ромашки.
Работа
ведется над составлением таких
типов вопросов:
Простые
вопросы – вопросы, отвечая на
которые нужно назвать какие-то
факты, вспомнить и воспроизвести
определенную информацию.
Интерпретационные
(уточняющие) вопросы – обычно
начинаются со слова «почему?». Они
направлены на установление
причинно - следственных связей.
Оценочные
вопросы – эти вопросы на выяснение
критериев оценки тех или иных
событий, явлений, фактов.
Творческие
вопросы – если в вопросе есть
частица «бы», элементы условности,
предположения, прогноза.
Приём «Зигзаг»
Плюсы метода: Ученики работают вместе и лучше усваивают
весь материал за короткое время. Это упражнение может заменить
объяснение нового материала. Метод поощряет участников помогать друг
другу в получении нужной информации. Школьники сами участвуют в процессе
преподавания.Этап работы 1.Новый материал разделить на равные части. Например: тема «Биография» может быть разбита на фрагменты: ранние годы жизни, первые достижения, средние и поздние годы жизни, влияние на историю.
Этап работы 2. Все учащиеся делятся на группы Групп столько, сколько частей материала. Каждый участник получает одну из частей материала. Он становится экспертом по данному вопросу. Каждый член группы самостоятельно находит материал по своей части и изучает 10 минут.
Этап работы 3.Эксперты по одному вопросу собираются в тематические группы для обсуждения того, как этот материал можно преподнести другим (конспект, план ответа, выводы) Работают 15 минут. Этапы работы Это называется «встречей экспертов».
Этап работы 4. Затем все собираются в первоначальные группы и в необходимом порядке преподносят друг другу то, что изучили самостоятельно и в экспертной группе.
Этап работы 5. Контрольный опрос. Учитель проводит опрос, чтобы выяснить как усвоен учебный материал, задать вопрос любому участнику, выставить итоговую оценку группе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий