Ведущая мастер-класса Кичакова Т.В. |
ХХI век
потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть
направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности.
Одним из
инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в
формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология
развития критического мышления.
Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как
рассудить объективно и поступить логично, с учётом как своей точки зрения, так
и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений.
Основная часть
Приём ИНСЕРТ.
При чтении текста
учащиеся на полях расставляют пометки.
Пометки
могут быть следующие:
v то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;
– то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;
+ то, что вы читаете, является для вас новым;
? то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные
v то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;
– то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;
+ то, что вы читаете, является для вас новым;
? то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные
сведения по данному вопросу.
После
чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу «Инсерт»,
состоящую из 4-х колонок. Причём, заполняется сначала 1-я колонка по всему
тексту, затем 2-я и т.д.
Таблица ИНСЕРТ.
" V
" – уже знал
|
" -
" - думал иначе
|
" +
" - новое
|
" ?
" - не понял, есть вопросы
|
Приём составления маркировочной таблицы «Знаю. Хочу знать. Узнал»
Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: что мы знаем, что мы хотим узнать, что мы узнали (ЗХУ).
Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: что мы знаем, что мы хотим узнать, что мы узнали (ЗХУ).
Маркировочная таблица «Знаю. Хочу знать. Узнал»
З
|
Х
|
У
|
В каждую
из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое
требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими
словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием
«Маркировочная таблица ЗХУ» позволяет учителю проконтролировать работу каждого
ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если
позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно
предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по
одному или два тезиса или положения.
Заключение
Использование приёмов ТРКМ позволяет педагогу стимулировать учеников думать, живо и активно обсуждать предмет. Разные точки зрения заставляют учеников спорить. В процессе общения с партнёром возникает собственная цель узнать больше о предмете обсуждения. Учитель предоставляет им возможность думать, осознавать, что же они действительно знают, признавая, что нормально чего-то не знать и в то же время приятно узнавать что-то новое. Ученики получают навыки работы с материалом и учатся анализировать процесс познания и мышления.
На уроке необходимо создать обстановку, когда разнообразие мнений не пресекается, когда приветствуется наличие у учеников своих идей, высказывание их, защита своего мнения и при этом терпимость к иному взгляду.
Использование приёмов ТРКМ позволяет педагогу стимулировать учеников думать, живо и активно обсуждать предмет. Разные точки зрения заставляют учеников спорить. В процессе общения с партнёром возникает собственная цель узнать больше о предмете обсуждения. Учитель предоставляет им возможность думать, осознавать, что же они действительно знают, признавая, что нормально чего-то не знать и в то же время приятно узнавать что-то новое. Ученики получают навыки работы с материалом и учатся анализировать процесс познания и мышления.
На уроке необходимо создать обстановку, когда разнообразие мнений не пресекается, когда приветствуется наличие у учеников своих идей, высказывание их, защита своего мнения и при этом терпимость к иному взгляду.
«Критический
мыслитель» – это человек, демонстрирующий свободное, самостоятельное мышление,
не принимающий на веру всё, что услышано и прочитано, ищущий всему
доказательства, а при защите своей точки зрения умеющий слушать и слышать
другие мнения и приводящий обоснованные аргументы.
Подробнее о работе с текстом можно узнать здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий